info@7559050.ru

Механизм признания банкротства и порядок исключения из ЕГРЮЛ

Механизм признания банкротства и порядок исключения из ЕГРЮЛ

общая информация

Институт банкротства юридических лиц — цивилизованный способ разрешения, казалось бы, безвыходной ситуации, когда компании для продолжения деятельности нужны определенные средства, а взять их негде.

Однако, нормы действующего законодательства, которые регламентируют механизмы банкрота, по мнению сторон вовлеченных в процесс, малоэффективны и труднодостижимы, особенно в тех случаях, когда речь идет о значительных суммах. Так, представители ФНС высказывались, что закон о банкротстве в действующей редакции «перекошен» в пользу недобросовестных должников, тогда как неплатежеспособные юридические лица сетуют на ущемление своих прав в пользу кредиторов.

Поэтому принятие закона №488-ФЗ от 28 декабря 2016 года о внесении изменений в ряд законодательных актов РФ, который вступит в силу 28 июня 2017 года, направлено на отладку механизма банкротства и достижения баланса прав всех сторон, вовлеченных в процесс. Однако в данном случае речь идет не о личных интересах, а об ответственности и гарантиях как бенефициаров, в том числе недобросовестных, так и кредиторов.

Порядок и сроки исключения из ЕГРЮЛ

Согласно утвержденным поправкам, должников, в отношении которых введена процедура банкротства, перестанут исключать из ЕГРЮЛ в административном порядке. Поправки разработаны с учетом судебной практики и решений, принятых на основании обращений в суд по факту банкротства юридических лиц. В частности, административный порядок исключения из ЕГРЮЛ нарушает права кредиторов.

Принятые изменения также не допускают исключения из ЕГРЮЛ в административном порядке недействующего юридического лица, если в отношении него имеется заявление о признании банкротом, принятое арбитражным судом. Новые правила обяжут представителей Единого федерального реестра сведений о банкротстве предоставлять в ФНС данные обо всех юридических лицах, в отношении которых имеется соответствующее решение, без которого ликвидировать юридическое лицо будет невозможно, а срок ликвидации предприятий в таком случае продлен на шесть месяцев.

Субсидиарная ответственность

Принятые изменения также позволят кредиторам привлекать к субсидиарной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица. Соответствующие полномочия могут быть получены лицом как на основании действующего законодательства, так и учредительных документов компании должника.

Привлечь к ответственности также можно будет и третьих лиц, которые имели физическую возможность определять действия юрлица после его исключения из ЕГРЮЛ, если вышеобозначенные лица действовали недобросовестно.

К ответственности можно будет привлечь и контролирующих должника лиц, причем, даже по окончанию процедуры конкурсного производства. Возможность привлечь должника к субсидиарной ответственности, при наличии оснований для подачи соответствующего заявления, сохраняется на протяжении трех лет. Тогда как закон «О несостоятельности» (банкротстве) в действующей редакции запрещал привлекать лица, контролирующие должника, по окончанию конкурсного производства.

Кто останется в выигрыше?

Оценить объективную эффективность поправок реально только по факту их вступления в силу, однако уже сегодня можно выделить следующее:

  1. Срок ликвидации юрлица не может превышать один год, однако по решению суда может быть продлен на 6 месяцев.
  2. Расширены законные возможности поиска всех заинтересованных сторон банкротства компании в тех случаях, когда юрлицо ликвидируется с долгами, а его владельцы бесследно исчезают.

  3. Изменено понятие субсидиарной ответственности, что позволит возобновить процедуры, связанные с банкротом компании, даже после ее ликвидации. Например, при появлении неизвестных ранее обстоятельств, подтверждающих виновность контролирующих органов, возможна подача группового искового заявления.

  4. Юридическое лицо можно привлечь к ответственности даже после исключения из ЕГРЮЛ, если у нее осталась задолженность перед кредиторами.

  5. Кредиторы смогут в законном порядке привлекать к ответственности лиц, контролирующих должника, более того — преследовать их, тогда как закон не прописывает гарантии всем участникам, вовлеченным в процесс.

20.02.2017

Другие новости